Обзор League of Legends
-
Системные требования «Лиги легенд»
-
Геймплейные механики «Лиги легенд»
-
Режимы игры League of Legends
-
Карты League of Legends
-
Ранговая система
-
Чемпионы в «Лиге легенд»
-
Артефакты для чемпионов
-
Руны Чемпионов
-
Заклинания призывателя
-
Баланс в League of Legends
-
Донат в League of Legends
-
Сюжет и лор «Лиги легенд»
-
Сообщество игроков
-
League of Legends как киберспортивная дисциплина
League of Legends («Лига легенд») – одна из самых популярных игр в жанре MOBA. Она вышла в 2009 году на ПК и Mac, а позже получила отдельную версию для мобильных устройств.
В этом обзоре «Лиги легенд» – вся информация о геймплее, игровых режимах, особенностях и донатной валюте.
Системные требования «Лиги легенд»
С момента релиза в 2009 году «Лига легенд» получила несколько крупных обновлений, которые изменяли движок и функциональность игры. Так, в 2021 году из-за технических особенностей была прекращена поддержка Windows XP и Vista, а в 2024 году студия Riot Games прекратила выпуск обновлений для Windows 7, 8 и 8.1.
По состоянию на начало 2025 года минимальные системные требования «Лиги легенд» включают:
-
Процессор – Intel Core i3-530 или AMD A6-3650;
-
Видеокарта – NVIDIA 9600 GT, AMD HD 6570 или Intel HD Graphics 4600;
-
Оперативная память – 2 ГБ;
-
Место на жёстком диске – 16 ГБ.
На компьютере с этими комплектующими игра запустится в низких настройках графики. Однако подавляющее большинство современных ПК и ноутбуков прекрасно «тянут» «Лигу легенд» в более высоких визуальных параметрах с фреймрейтом более 60 кадров в секунду.
Геймплейные механики «Лиги легенд»
League of Legends – многопользовательская игра в жанре MOBA. На одной карте сходятся две команды по пять человек в каждой. Игроки управляют Чемпионами – персонажами, которые обладают определёнными способностями и навыками. Это добавляет черты RPG в игровой процесс.
Задача каждой команды – уничтожить вражеский Нексус, центральное строение базы. Геймплей включает убийство Чемпионов (они возрождаются после смерти), разрушение других зданий и «охоту» на различных нейтральных монстров.
По состоянию на начало 2025 года в «Лиге легенд» доступно более 160 Чемпионов. У каждого есть пять способностей – четыре активных, включающихся по команде игрока, и одна постоянно работающая пассивная. Чтобы сделать Чемпионов сильнее или изменить игровой процесс за них, нужно использовать артефакты – в «Лиге легенд» около 150 подобных предметов.
League of Legends очень проста в освоении. Правила понятны и доступны даже людям без опыта в MOBA. Но при этом для достижения высокого уровня мастерства требуется изучать стратегии, тактики и особенности геймплея за каждого из Чемпионов.
Общий игровой процесс представляет собой смесь стратегии и RPG. Стратегические черты проявляются в управлении – вид сверху и команды мышью: если щёлкнуть на место на карте, Чемпион перейдёт туда, а если щёлкнуть по вражескому Чемпиону, то ваш персонаж начнёт его атаковать. Кнопки клавиатуры используются для активации умений и артефактов.
Режимы игры League of Legends
В League of Legends представлено несколько режимов игры. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре группы:
-
PvP. Игра против живых геймеров. Именно здесь находятся рейтинговые матчи, о которых – ниже.
-
Против ботов. Кооперативные матчи против искусственного интеллекта. Можно собраться с друзьями в одну команду. Противниками будут боты.
-
Тренировка. Режим, в котором и ваши сопартийцы, и противники – боты. В нём можно проверить Чемпионов или научиться геймплейным механикам.
-
Кастомные карты. Игра по вашим правилам. Можно настроить практически все механики, в том числе, например, количество участников в каждой команде. Даже сыграть друг против друга.
Самая популярная группа – это, конечно, PvP. В ней доступно три режима игры:
-
«Ущелье призывателей». Та самая «Лига легенд». Две команды по пять игроков, классические правила. Победа или поражение в «Ущелье призывателей» влияет на ваш ранг – рейтинг в общем списке игроков «Лиги легенд».
-
ARAM. Правила схожи с «Ущельем призывателей», но действие разворачивается на продолговатой карте с одной-единственной линией. Матчи в ARAM не являются рейтинговыми, то есть не влияют на ваш ранг.
-
TFT. Автобаттлер или автошахматы. Игрок не управляет чемпионами напрямую, но при этом может выбирать, какие персонажи выйдут на поле и будут там сражаться. Рейтинговый режим в TFT работает отдельно от такового в «Ущелье призывателей».
ARAM – режим для быстрых матчей. Само название расшифровывается как All Random All Mid, то есть все игроки получают Чемпионов случайным образом и играют на единственной «средней» линии. Для победы, как и в «Ущелье призывателей», требуется разрушить Нексус противника.
Карты League of Legends
По состоянию на начало 2025 года в «Лиге легенд» доступно две карты – «Ущелье призывателей» и «Воющая бездна». Ранее можно было сыграть и на других, но только в рамках временных ивентов.
«Ущелье призывателей»
Карта доступна в одноимённом режиме. В её левом нижнем и правом верхнем углах расположены базы противников, соединённые тремя линиями, между которыми находится лес с базами нейтральных существ.
«Воющая бездна»
Карта, доступная в режиме ARAM. Представляет собой широкий мост, раскинувшийся над бездной. На разных его концах расположены базы противников, соединённые одной-единственной линией. Леса в «Воющей бездне» нет, равно как и нейтральных монстров.
Ранговая система
В League of Legends действует система рангов – званий, которые отображают опыт (и, как следствие, профессионализм) игрока. Она используется в матчмейкинге. Благодаря этому на одной карте сходятся игроки одного уровня, а не «сильные против слабых».
Принцип действия ранговой системы довольно прост. За каждую победу игрок получает определённое количество очков, а за проигрыш – это число у него отнимается. В соответствии с набранным количеством геймеру присваивается определённый ранг.
Эта система называется ELO («Эло»). Ранг соответствует количеству очков MMR, что расшифровывается как Matchmaking Rating. Именно показатель MMR используется в матчмейкинге – система старается, чтобы на одной карте собирались игрок с примерно одинаковым количеством MMR.
Количество очков MMR на аккаунте увидеть не получится. А вот ранг является открытой и общедоступной информацией – его видите не только вы, но и другие игроки, в том числе ваши противники.
Рейтинговая система разделена на 10 рангов. Минимальный – «Железо», максимальный – «Претендент». Первые 7 рангов также разделены на 4 дивизиона в каждом. Последние два ранга, «Грандмастер» и «Претендент», обладают особыми требованиями. Например, количество мест в них ограничено. В России может быть всего 100 Грандмастеров и 50 Претендентов.
Ранг сбрасывается в начале каждые сезона и сплита, которые обычно приходятся на январь и май соответственно. После этого игрокам требуется пройти несколько квалификационных матчей, по результатам которых им будет присвоен новый ранг. Но в любом случае после калибровки не получится набрать уровень выше «Изумруда».
В 2024 году Riot Games анонсировали переход на новую систему подсчёта MMR – TrueSkill 2. Однако до конца 14 сезона этого не случилось. Возможно, это произойдёт в 15 сезоне, который начнётся в 2025 году (но не начался на момент написания этого обзора).
Чемпионы в «Лиге легенд»
По состоянию на начало 2025 года в League of Legends представлено 168 Чемпионов. Это количество постоянно увеличивается. В год Riot Games выпускает 2–4 новых Чемпионов.
У каждого Чемпиона есть свои уникальные особенности. Благодаря этому игроки создали систему классификации, которая распределяет персонажей по их характеристикам, способностям и позиции на карте.
Топ
Топ (или топер) – Чемпион, располагающийся на верхней линии карты. На эту роль обычно выбирают персонажей класса «Танк», то есть обладающих большой прочностью благодаря значительному запасу здоровья или брони.
Геймплейно топер начинает с фарма опыта и золота. Прокачавшись до достаточного уровня и накупив необходимые артефакты, он уничтожает вражескую башню класса Tier-1 и отправляется на помощь сопартийцам.
Самый популярный топер на начало 2025 года – Атрокс. Он отличается очень высокой выживаемостью – например, благодаря пассивному навыку Чемпион может увеличивать силу автоатак по вражеским героям и восстанавливать себе здоровье при этом.
Мид
Мид (или мидер) – Чемпион, располагающийся на средней линии карты. На эту роль обычно выбирают персонажей классов «Маг» или «Убийца», способных наносить высокий урон уже на начальных уровнях.
Геймплейно мидер начинает с очень агрессивной игры. На стадии лайнинга (то есть в первые 10–15 минут матча) ему необходимо выиграть линию – то есть разрушить вражескую башню Tier-1 и 2–3 раза убить Чемпиона противника. После этого мидер может отправляться и на другие линии, чтобы помогать там уничтожать оппонентов.
Самый популярный топер на начало 2025 года – Виктор. Его навыки направлены на убийство и контроль противников, при этом с ростом числа убийств его скиллы становятся только сильнее.
Лес
Лес (или лесник либо «джанглер») – Чемпион, который действует в лесу, пространстве между линиями. Там он должен убивать нейтральных монстров или водить их на линии, чтобы помогать фармить другим персонажам.
На роль лесника обычно берут Чемпионов класса «Маг» или «Убийца». Геймплейная задача довольно проста: бегать от одного логова нейтральных монстров до другого, убивать их и тем самым добывать опыт и золото для себя и команды. После стадии лайнинга он может присоединяться к другим героям.
Самый популярный лесник на начало 2025 года – Ли Син. Его пассивная способность направлена на увеличение скорости атаки, а активные позволяют очень быстро перемещаться к другим Чемпионам (как «своим», так и вражеским), тем самым обеспечивая спасение или убийство.
АДК
АДК (или керри) – Чемпион, который должен стать главной атакующей силой в конце матча. Его обязанность – буквально «затащить игру» (carry переводится с английского как «тащить»).
Геймплейная задача керри – сначала максимально быстро прокачаться. Для этого он убивает вражеских миньонов и добивает своих. На полученное золото керри покупает артефакты, которые помогают его раскрыть потенциал.
При этом керри нужно защищать. Если он погибнет 2–3 раза на стадии лейнинга, у команды очень высок риск проиграть весь матч.
Самый популярный керри на начало 2025 года – Кейтлин. Её пассивная способность позволяет автоатакам время от времени наносить повышенный урон критическими ударами, а активные направлены на убийство вражеских Чемпионов точными или проникающими выстрелами.
Саппорт
Саппорт (или поддержка) – Чемпион, который помогает команде. Персонажи подобного класса делятся на два типа – защищающие и атакующие. Защищающие расставляют тотемы, ослабляют противников и усиливают сопартийцев. Атакующие тоже расставляют тотемы, но при этом могут активно участвовать в отстреле вражеских Чемпионов.
Самый популярный саппорт на начало 2025 года – Треш. Чем дольше он находится в «пассивном» виде, тем выше наносимый им урон. Дополнительно Треш обладает заклинанием, которое спасает союзников, поглощая часть вражеского урона.
Артефакты для чемпионов
Артефакты – предметы, которые обладают особыми свойствами. Они могут усиливать чемпионов или даже наделять их новыми способностями. Для приобретения артефактов используется золото, получаемое за убийство миньонов и нейтральных монстров.
При этом в магазине можно приобрести только базовые артефакты. Могущественные предметы собираются из более простых с использованием соответствующих рецептов.
Полный список артефактов в League of Legends насчитает около 150 предметов. Riot Games постоянно меняют баланс, добавляя новые вещи и удаляя старые. Список удалённых предметов на начало 2025 года насчитывает также около 150 предметов.
Для каждого Чемпиона есть свой набор рекомендуемых артефактов – и наоборот, предметов, которые для него абсолютно бесполезны. Например, если персонаж использует энергию, то ему не нужны вещи для повышения маны.
Руны Чемпионов
Усилить Чемпионов можно ещё до начала матча. Для этого используются Руны – наборы усилений и дополнительных способностей.
Перед тем, как начать матч, игрок выбирает основной и дополнительный рунический пути. Первый состоит из 1 большой и 4 малых рун, второй – из 1 большой и 2 малых.
Всего в «Лиге легенд» представлено пять рунических путей:
-
«Точность». Усиливают атаки, дают вампиризм и повышают выживаемость.
-
«Доминирование». Усиливают умения и магические эффекты.
-
«Колдовство». Усиливают магические умения и защищают от магии врага.
-
«Храбрость». Усиливают восстановление здоровья и запас брони.
-
«Вдохновение». Усиливают пассивные способности и позволяют совершать «хитрости».
Способности, даваемые Рунами, могут быть очень разными. Например, в пути «Точность» есть «Сверхлечение». Это способность преобразовывать излишнее восстанавливаемое здоровье в щит.
Заклинания призывателя
Призыватель – это игрок. По лору «Лиги легенд» Призыватели являются могущественными магами, способными управлять Чемпионами.
В начале матча каждый игрок может выбрать 2 из двенадцати Заклинаний Призывателя. Это – различные магические действия. Самое популярное Заклинание Призывателя, которое выбирается в 92,8% случаев – это «Скачок». Оно позволяет мгновенно переместить Чемпиона в указанную точку на карте.
Заклинания открываются постепенно, с ростом уровня аккаунта. На 9 уровне становятся доступны все двенадцать.
Баланс в League of Legends
Основной метрикой баланса в League of Legends является винрейт – процент побед выбранного Чемпиона во всех матчах с его участием.
«Лига легенд» – соревновательная игра, в которой победа должна определяться навыками непосредственно геймера, а не способностями Чемпиона. Поэтому Riot Games регулярно «подкручивают» баланс таким образом, чтобы средний винрейт каждого персонажа был около 50%.
Если винрейт уходит сильно больше 50%, это говорит о том, что Чемпион слишком сильный. Разработчики в следующем патче сделают его слабее. Если винрейт оказывается намного меньше 50%, создатели усиливают персонажа.
По состоянию на начало 2025 года максимальный винрейт Чемпиона в «Лиге легенд» составляет 59,3% (Нила), а минимальный – 46,4% (Ренгар). Посмотреть данные по балансу можно посмотреть на сервисе League of Graphs.
Статистически League of Legends более сбалансирована, чем ближайший конкурент в виде Dota 2. У «Доты» разбежка винрейта по состоянию на начало 2025 года составляет от 38,58% до 56,32%.
Обновления и патчи
Обновления в League of Legends выходят 2–4 раза в год, как правило, со стартом нового сезона или сплита.
Но также 1–2 раза в месяц выпускаются балансные патчи, которые усиливают или ослабляют героев.
Донат в League of Legends
League of Legends распространяется условно-бесплатно. Сама игра бесплатна и практически все её функции также доступны бесплатно. Но в ней есть система доната.
Главное, что требует донат – Чемпионы.
Каждую неделю игрок получает несколько Чемпионов на выбор бесплатно. Но в конце недели этих персонажей у него отбирают и выдают новых. Если хочется оставить какого-либо Чемпиона на своём аккаунте навсегда, то за это необходимо заплатить.
В League of Legends доступно два вида внутриигровой валюты – Синяя эссенция и RP. Синяя эссенция зарабатывается за матчи, ивенты и выполнение заданий. RP покупается за реальные деньги.
Синяя эссенция используется для покупки Чемпионов, эмоций и некоторого внутриигрового контента. RP также используется для покупки Чемпионов, премиальных скинов и редких эмоций, а также смены сервера и некоторых иных услуг.
Донатить не обязательно. Можно открыть всех Чемпионов, не потратив ни копейки. По подсчётам игроков, если играть 1 матч в день, то необходимое количество Синей эссенции можно заработать за 10 лет. Однако опытные игроки, которые не забывают участвовать в ивентах и выполнять задания, открывают Чемпионов всего за 1–1,5 года.
Донатная валюта продаётся комплектами. Цена зависит от количества. Набор из 575 единиц RP стоит 490 рублей (цена 1 RP – примерно 0,85 руб.). Набор из 13 500 RP стоит 9 900 рублей (цена 1 RP – примерно 0,73 руб.).
С 2022 года у игроков из России есть проблемы с покупкой RP и донатами в League of Legends. Поэтому для приобретения внутриигровой валюты часто используются сторонние сервисы – «помощники». Цена RP у них, как правило, выше, потому что «помощники» берут комиссии за свои услуги. Например, у одного из них набор из 13 500 RP стоит около 16 тысяч рублей.
Акции и ивенты
Один из способов сэкономить на приобретении RP или покупке Чемпионов – воспользоваться акциями. Они проводятся регулярно, в среднем несколько раз в год. Чаще всего акции приходятся на начало сезона или сплита, а также к старту какого-нибудь крупного чемпионата.
Также в «Лиге легенд» часто проводятся разные ивенты. К их старту привязаны боевые пропуски, покупаемые за RP. При их прохождении и выполнении соответствующих заданий игрок получает различные награды, в том числе уникальные скиллы.
Сюжет и лор «Лиги легенд»
Классической сюжетной кампании в «Лиге легенд» нет. История игрового мира раскрывается через дополнительный контент – различные комиксы, рассказы, мультсериалы (включая «Аркейн») – и описания персонажей.
История игрового мира насчитывает более 10 тысяч лет. Глобально сюжет рассказывает о планете Рунтерра, на которой действует несколько стран и городов-государств, которые постоянно воюют между собой. Кроме того, есть и «глобальное зло» в лице Наблюдателей и Бездны, готовых уничтожить вселенную.
Самый известный сюжетный проект по «Лиге легенд» – это сериал «Аркейн» (Arcane). Его первый сезон вышел в 2021 году, а второй – в конце 2024 года.
Сообщество игроков
Ежемесячно в League of Legends играет около 150 миллионов человек. Однако большая их часть – из стран Азии, особенно Южной Кореи и Китая. В России и странах СНГ «Лига легенд» не так популярна, как ближайший конкурент – Dota 2.
Поскольку League of Legends – соревновательная игра, сообщество игроков в ней довольно «токсичное». Геймеры, особенно новички, часто могут столкнуться с дискриминацией и оскорблениями.
League of Legends как киберспортивная дисциплина
League of Legends давно стала одной из самых популярных киберспортивных дисциплин. Крупнейший турнир, называющийся Worlds, проводится каждую осень. Его организовывает сама Riot Games.
Riot Games превращает Worlds в настоящее шоу. Например, там могут выступать популярные музыкальные исполнители вроде Imagine Dragons.
Riot Games разделили мир на несколько региональных лиг. В каждой из них проводится три сезона. Победители этих региональных лиг переходят в Wildcard, а победители Wildcard отправляются непосредственно на Worlds.
Кроме Riot Games, свои турниры могут проводить и другие организаторы. Но чаще всего лиги создаются совместно. Это значит, что какая-нибудь компания заключает контракт с Riot Games – и те становятся соорганизаторами.
При этом непосредственно киберспортивные состязания на турнирах – не такие зрелищные, как хотелось бы. Очень часто победители за период матча не набирают и 10 убийств. Поэтому Riot Games и добавляют элементы шоу.
Оставьте комментарий